Аутсорсинг – адресное решение для бизнеса. Комментарий для федерального журнала City Magazine.
- Можно ли сказать, что аутсорсинг - универсальное решение для любой компании, желающей сэкономить, или решение исключительно адресное?
- Наиболее популярные бизнес-процессы, передаваемые на аутсорсинг? Можем ли мы говорить о функционале, который логичнее всего передавать на аутсорс, и о том, что делегировать внешним исполнителям категорически нельзя? Условно: бухгалтерия - сам Бог велел, а логистика - упаси Бог.
- Есть ли примерные общие расчеты, какой экономии позволяет достичь компании передача ряда функций на аутсорсинг? Это исключительно экономическая выгода или есть и прочие бонусы?
- Каким компаниям аутсорсинг показан, а каким противопоказан? Зависит ли это от численности штата, масштаба компании, отраслевой специфики?
- Основные риски аутсорсинга? Как от них застраховаться? Есть ли универсальные советы по выбору надежного провайдера услуг?
ОТВЕТЫ
- Можно ли сказать, что аутсорсинг - универсальное решение для любой компании, желающей сэкономить, или решение исключительно адресное?
Аутсорсинг – это исключительно адресное решение. Не думаю, что можно говорить об аутсорсинге, как о панацее для всех видов бизнеса и компаний. Здесь важно разобраться с терминологией, а именно – что такое аутсорсинг? Часто аутсорсингом называют абсолютно все задачи и функции, которые выполняются вне компании. А это не совсем верно. Стоит разделять, например, заказ услуг у подрядчиков и передачу бизнес-процесса на аутсорсинг. Ключевой момент – это бизнес-процесс, а не какое-либо отдельное решение. Например, передача ведения бухгалтерской деятельности сторонней организации – это аутсорсинг. А заказ изготовления корпоративного сайта нет, т.к. это услуга, которую выполняет подрядчик по вашему заданию. В этом вопросе важно понимать, где находится менеджер бизнес-процесса, говоря управленческими терминами. А именно, находится ли центр компетенций внутри вашей компании или в сторонней организации. Возвращаясь к тому же сайту и интернет маркетингу, в том случае, когда вопросы реализации стратегии в интернете решает подрядчик, это можно назвать аутсорсингом. Но мой взгляд, для компании будет эффективен аутсорсинг, если это решает стратегические задачи бизнеса. Я считаю, что это должно быть далеко не только экономически обоснованным решением.
- Наиболее популярные бизнес-процессы, передаваемые на аутсорсинг? Можем ли мы говорить о функционале, который логичнее всего передавать на аутсорсинг, и о том, что делегировать внешним исполнителям категорически нельзя? Условно: бухгалтерия - сам Бог велел, а логистика - упаси Бог.
По моему мнению, здесь нет четких правил, что стоит передавать на аутсорсинг, а что нет. Все зависит от целей бизнеса, действующей бизнес-модели и видения собственников бизнеса. В любом случае, я не считаю верным передачу стратегически важных процессов бизнеса полностью на аутсорсинг. Когда меня привлекают компании как специалиста по маркетингу и продажам, все ключевые решения мы всегда принимаем вместе с собственниками бизнеса. При этом, вполне эффективным бывает передача отдельных маркетинговых процессов на аутсорсинг, например решение задач по холодным звонкам в колл-центр или процесс лидогенерации в интернете.
- Есть ли примерные общие расчеты, какой экономии позволяет достичь компании передача ряда функций на аутсорсинг? Это исключительно экономическая выгода или есть и прочие бонусы?
Есть прямая экономическая выгода и стратегические выгоды. К прямым экономическим выгодам можно отнести экономию на содержании штата и организации рабочих мест. К стратегическим выгодам относится возможность получения внешней экспертизы. Это крайне важный аспект, т.к. абсолютно не возможно рассчитывать на получение качественной внешней экспертизы, когда вы принимаете сотрудника в штат. Например, аудит маркетинга вашей компании может выполнить только внешний специалист. Для оценки прямых экономических выгод, вы можете вместе со своим финансовым директором рассчитать, сколько вам нужно будет инвестировать в создание, например, интернет-отдела в своей компании и привлечь команду специалистов на проект со стороны. Если подойти к этому вопросу тщательно, выгоды от аутсорсинга могут стать очевидными. Причем, есть еще важный аспект – это мотивация специалистов, т.к. есть разница между желанием устроиться на постоянную работу и желанием выполнить задачу и получить результат. Стоит подумать об этом.
- Каким компаниям аутсорсинг показан, а каким противопоказан? Зависит ли это от численности штата, масштаба компании, отраслевой специфики?
На мой взгляд, это абсолютно точно не связано с размером компании, численностью штата и отраслью. Аутсорсинг – это исключительно адресное решение. Если собственники компании имеют опыт применения сторонних профессиональных компетенций, а также готовы к изменениям в своей компании, то для них аутсорсинг может быть эффективным решением.
- Основные риски аутсорсинга? Как от них застраховаться? Есть ли универсальные советы по выбору надежного провайдера услуг?
По 5-ти летнему опыту построения аутсорсинговых проектов, могу сказать, что основной риск – это последствия неверного распределения ответственности между заказчиком услуги и исполнителем. Для избежания этого, стоит перед началом сотрудничества договариваться о том, как будут приниматься решения, какие базовые условия проекта, как происходит обмен информацией и какие KPI должны быть достигнуты на различных этапах сотрудничества. Универсальных советов здесь, как и во многих сферах бизнеса, пожалуй нет. Но всегда стоит обращать внимание на опыт работы провайдера в корпоративной среде, т.к. наиболее эффективно строят аутсорсинговые процессы специалисты с практическим опытом бизнес-администрирования. Конечно, если речь не идет о передаче на аутсорсинг таких функций как клининг.